Музыкальный колледж

Вступительные испытания ТО

Специальность 53.02.07 –«теория музыки»

  • сольфеджио (письменно и устно);
  • музыкальная грамота (письменно и устно);
  • музыкальная литература (устно);
  • фортепиано.

       Сольфеджио (письменно и устно)

       Письменное испытание: предполагает запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

       Интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства, секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма.

 Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз.

         Устное испытание:

  • ·сольфеджирование.

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140).

  • ·слуховой анализ.

Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза.

Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов.

Интервалы в ладу. Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на II#, на IV#ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI# ступенях в миноре; дважды ув. 4 на VIb в мажоре, на IVb в миноре; дважды ум. 5 на II#, на VII# в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальные последовательности, включающие   10-12 интервалов.

Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.

Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда.

Аккорды в ладу. Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, П ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность.                                                          

Интонационные упражнения. Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре;  IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

            Музыкальная грамота (письменно и устно)

 Письменное испытание:

            Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания:

  1. Гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии.
  2. Построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук "фа" является II ступенью.                                                                                                                                         
  3. От звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона.    Выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов. Разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях.  Построить квинтсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой и обозначить их структуру. Разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональностях. Тональности обозначить буквенно. Определить данные аккорды. Разрешить, указать тональности.                                            
  4. Продолжить и завершить секвенцию.    
  5. Продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал.

Определить тональность и размер в данных примерах. Записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки. Фразировку обозначить лигами.

 Устное испытание:

            Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам:

«Кварто-квинтовый круг тональностей»;

«Хроматизм»;

«Альтерация»;

«Энгармонизм звуков и интервалов»;

«Тональности первой степени родства»;

«Лады народной музыки»;

«Музыкальные термины».

             Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция».

            Музыкальная литература (устно)

  Вступительное испытание по музыкальной литературе проводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ по музыкальной литературе («Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств» М., 2002).

  Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении.

  Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет «портрет» композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ.

  Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии.

  На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут.

 

Примерный список вопросов

 

Характеристика творческого облика

И.С.Баха

Ф.Шуберта

Д.Д.Шостаковича

Биографии

И.Гайдна

В.Моцарта
Л.Бетховена
Ф.Шопена
М.Глинки
М.Мусоргского

А.Бородина

Н.Римского-Корсакова

П.Чайковского

С.Прокофьева

Музыкальные произведения

И.Бах:  Прелюдия и фуга c-moll

И.Гайдн:  Симфония № 103

И.Гайдн:  Соната e-moll (или D-dur)

В.Моцарт:  Симфония g-moll

Л.Бетховен:  «Патетическая соната»

Л.Бетховен:  5 симфония

Л.Бетховен:  «Эгмонт»

Ф.Шуберт:  «Неоконченная симфония», 1 часть

Ф.Шопен:  Прелюдии

Ф.Шопен:  Мазурки

М.Глинка:  «Иван Сусанин»

М.Мусоргский:  «Борис Годунов»

А.Бородин:  «Князь Игорь»

П.Чайковский:  «Евгений Онегин»

П.Чайковский:  1 или 4 симфония

Н.Римский-Корсаков:  «Снегурочка»

Н.Римский-Корсаков:  «Шехеразада»

С.Прокофьев:  «Александр Невский»

С.Прокофьев:  7 симфония, 1 часть

Д.Шостакович:  7 симфония, 1 часть

 

  Обязательной частью экзамена является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему.

          Фортепиано (исполнение сольной программы)

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • этюд;
  • классическое сонатное  а11еgrо;
  • пьесу.

Примерная программа:

  • И.С.Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» или трехголосная инвенция.
  • К.Черни. Этюды ор. 740. К.Черни. Этюды ор. 299 (более сложные).  М. Мошковский. Этюды ор. 72.
  • В.Моцарт. Соната си бемоль мажор № 16, 1часть. Л.Бетховен. Соната №5, 1 часть.
  • С.Рахманинов. Мелодия, ор. 3. А.Лядов. Прелюдия си бемоль минор, ор. 31. Ф.Шопен. Ноктюрн №1 си бемоль минор, ор. 9.

 

Новости колледжа

06.07.2016

Новость
6 июля в музыкальном колледже для абитуриентов начались приемные испытания

20.06.2016

Новость
21 июня в большом концертном зале состоится торжественное вручение дипломов выпускникам колледжа
Архив новостей
Фото колледжа